Редуктором называют устройство для передачи момента вращения от двигателя на исполнительные механизмы, которое широко применяется в различных промышленных отраслях – машиностроении, станкостроении, при проектировании робототехники и создании различных машин. Редуктор играет ключевую роль в передаче усилия от двигателя, его преобразования и распределения.
Зачем нужны уплотнители для редуктора
Для передачи крутящего момента в конструкции редуктора используются зубчатые колеса или червячные передачи, для нормальной продолжительной работы которых необходима смазка. Уплотнительные элементы в данном случае способствуют удержанию смазочных составов в рабочей области (в частности, в месте расположения подшипников), а дополнительно препятствуют проникновению внутрь воды или загрязнений.
Выпускаются несколько типов уплотнителей для редукторов, которые различаются как конструктивными особенностями, так и применяемыми при их производстве материалами:
- Манжетные.
- Лабиринтные.
- Из войлока.
- Из кожи.
- Комбинированные.
Параметры выбора уплотнителя для редуктора
В большинстве случаев условия, в которых работает редуктор, характеризуются наличием различных загрязнений, которые могут проникнуть внутрь механизма и, смешавшись со смазкой, усилят износ его частей. В то же время, при использовании текучих смазочных составов есть вероятность вытекания смазки.
Выбор уплотнительных элементов для редуктора должен учитывать все условия работы механизмов, чтобы обеспечить качественную герметизацию. В частности, при этом необходимо учитывать следующие факторы:
- Конструктивные особенности подшипникового узла.
- Скорость вращения вала.
- Особенности системы подвода смазки.
- Тип применяемой при работе смазки.
- Температурные условия.
Например, если вал редуктора имеет небольшую скорость вращения, оптимальным выбором будет применение манжетных уплотнений. Для высокоскоростного вала надлежит использовать уплотнители лабиринтного типа.
Особенности уплотнителей разных типов
Уплотнения из войлока – распространенный вариант для использования в различных условиях. Они выпускаются простого типа или многослойные, а при точности размеров и правильном монтаже такие уплотнительные элементы демонстрируют отличные результаты.
При производстве уплотнителей манжетного типа используются различные виды резины и пластмасс. Такие изделия просты, компактны, недороги, они устойчивы к агрессивной химии и обеспечивают качественное уплотнение. Однако они критически чувствительны к температурным воздействиям – быстрее изнашиваются при регулярном нагреве и утрачивают эластичность при замораживании.
Уплотнения из кожи применяются относительно редко, так как они не обеспечивают высокой герметичности и не устойчивы к интенсивному нагреву или механическому воздействию. В то же время, им не страшны технические жидкости, в том числе, и содержащие различные загрязнения.
Все три перечисленные выше разновидности относятся контактному типу уплотнителей – они плотно охватывают вал редуктора, препятствуя вытеканию смазки или проникновению внутрь загрязнений. Их температурным порогом принято считать +230 градусов, так как при превышении этого значения материалы, из которых они изготовлены, теряют многие полезные качества. Уплотнители лабиринтного типа независимы от температурных условий, что обеспечивает им значимое преимущество по сравнению с прочими типами. Также они отличаются более продолжительным сроком службы и простотой в использовании, обеспечивают малое внутреннее трение и не ограничивают скорость вращения вала.